Виды мотоциклов
Эндуро
Название класса от английского слова endure — преодолевать. Это класс мотоциклов, предназначенный для езды по плохим дорогам, а то и вовсе бездорожью. В зависимости от специализации выделяют несколько типов, которые имеют общие характеристики.
Основными особенностями класса являются:
Конструкция мотоцикла с длинноходными подвесками, предназначенными для преодоления неровностей бездорожья;
Спицованные колёса с "зубастой" резиной двойного назначения, то есть рассчитанной на езду не только по асфальту, но и по грунту;
Большая часть эндуро имеет 1-цилиндровый двигатель, туристические эндуро кубатурой от 650 куб.см. — 2-цилиндровыйV-образный с углом развала цилиндров 45-60 градусов. Исключение составляют Yamaha с 2-цилиндровым рядным двигателем и BMW с 2-цилиндровым оппозитным;
Высокий и широкий руль с перемычкой и защитой рук, полудуплексная рама;
Большое переднее крыло, призванное защитить пилота от грязи, летящей в лицо.
В классе эндуро есть несколько типов мотоциклов, которые заметно отличаются друг от друга по конструкции. Это кроссовые мотоциклы, собственно эндуро, туристические эндуро, так называемые "паркетные" эндуро, мотарды, триальные мотоциклы.
Кроссовый мотоцикл — дитя мотогонок по пересечённой местности, а то и вовсе по бездорожью, эксплуатация его на дорогах общего пользования запрещена. Особенности:
Длинноходные жёсткие подвески, способные выдержать прыжки и езду по всему, где пилоту вздумается проехать;
Минимум пластика — крылья, облицовка, бак. Пластик делается эластичным, чтобы не разлетался при ударе об препятствия;
Большие спицованные колёса (переднее 21 дюйм, заднее 17 дюймов), "злая" резина с большими грунтозацепами;
Двигатель только 1-цилиндровый, 2-тактный объёмом 50, 65, 80, 110, 125, 250 куб.см., или 4-тактный 4-клапанный объёмом 125, 150, 250 куб.см., жидкостного охлаждения с "сухим" картером — смазка происходит из маслобака (это делается для того чтобы в любом положении двигателя не возникало масляное голодание);
Длинное жёсткое сиденье, рассчитанное на то что трасса проходится стоя на подножках, небольшой бак;
Нет светотехники и панели приборов, слабые простые тормоза (на грунте их хватает с головой);
Прямоточная выпускная система, на 2-тактных мотоциклах — с резонатором. Кроссовые мотоциклы имеют очень громкий выхлоп;
Кроссовые мотоциклы строятся с минимизацией веса. Поэтому на них нет электростартера и аккумулятора — только кик-стартер.
Вплотную к кроссовым мотоциклам подходит класс хард-эндуро (жёсткий эндуро). Отличия заключаются в большей приспособленности хард-эндуро для гражданского использования — наличие на них минимальной светотехники, панели приборов, на некоторых моделях есть электростартер. В остальном всё то же — жёсткие подвески и спортивная направленность. Хард-эндуро выпускаются также в кубатуре 400, 450, 600 и 650 куб.см., при чём двигатели большой кубатуры иногда бывают с воздушным охлаждением.
Обычные "гражданские" эндуро отличаются от спортивных моделей большей адаптацией под двойное назначение — эксплуатацию также и на дорогах общего пользования. Поэтому гражданские эндуро, внешне похожие на кроссовые мотоциклы, отличаются от них следующим:
Подвески мягче, рассчитанные на езду сидя на сиденьи, а не стоя на подножках;
Резина двойного назначения, рассчитанная на езду как по грунту, так и по асфальту (шипастая грунтовая резина на асфальте почти не управляется);
Менее форсированный двигатель, рассчитанный на большой ресурс, система смазки с маслом в картере, выхлопная система с нормальным глушителем;
Полный комплект светотехники, электростартер и аккумулятор;
Более мощные тормоза, часто с лепестковыми дисками;
Наличие багажника, сиденье приспособлено для езды вдвоём, более объёмный бак;
Гражданские эндуро выпускаются с 4-тактными 1-цилиндровыми двигателями объёмом 125, 200, 250, 400, 450, 650 куб.см.
Туристические эндуро — класс, ведущий своё начало от ралли "Париж-Дакар", для участия в котором нужен принципиально иной мотоцикл, чем для участия в одно-трёхдневных гонках эндуро. Этот мотоцикл должен быть рассчитан на длительную езду по бездорожью, и для этого должен иметь:
Развитый пластиковый обвес с ветровым стеклом, защищающий пилота от ветра и пыли;
Мощный 1-цилиндровый двигатель объёмом 600-800 куб.см. или 2-цилиндровый V-образный объёмом 750-1000 куб.см. (исключение составляет Yamaha XTZ-750 Super Tenere с 2-цилиндровым рядным двигателем), позволяющий длительное время ехать с большой скоростью по бездорожью;
Качественную светотехнику, позволяющую двигаться в условиях плохой видимости;
Комфортные условия для пилота, позволяющие долго ехать не уставая, места под багаж;
спицованные колёса размером 18 дюймов переднее и 17 дюймов заднее;
Большой бак, защита двигателя и элементов конструкции мотоцикла.
Всё это имеют туристические эндуро, рассчитанные на длительные автономные поездки по плохим дорогам и бездорожью. Платой за дальнобойность стал большой вес и уменьшение проходимости по сравнению с малокубатурными эндуро. Туристические эндуро требуют достаточно высокой квалификации пилота, так как управлять тяжёлым спортивным мотоциклом, едущим на большой скорости по бездорожью, сможет не каждый.
Увлечение поездками по относительно хорошим дорогам с возможностью сьезда на плохие (где на чисто дорожном мотоцикле опасно ездить) породило другой тип туристических эндуро — паркетные, или гражданские. Основные их отличия от спортивных туристических эндуро:
Ещё более мощный двигатель (от 650 до 1200 куб.см. на BMW R1200GS и Yamaha XTZ-1200 Super Tenere) и как следствие — вес до 200 кг и более;
На BMW R1200GS и Yamaha XTZ-1200 Super Tenere карданный привод, Buell Ylusses — ременной, на остальных цепной;
Подвески сравнительно с другими эндуро короткоходные, клиренс меньше — для улучшения управляемости на асфальте;
Колёса на многих моделях легкосплавные, все с широкопрофильной резиной, мощные тормоза, часто с АБС — для улучшения управляемости на асфальте;
Развитый пластиковый обвес, закрывающий большую часть мотоцикла, высокое ветровое стекло;
Полноценно двухместное сиденье, багажники с металлическими кофрами, удобные для дальних поездок;
Эти мотоциклы — недешёвое удовольствие.
Главной особенностью гражданских туристических эндуро является то, что по проходимости, весу и скоростным характеристикам они приближаются к дорожным мотоциклам, сохраняя при этом лёгкость в управлении и преодолении неровностей дороги, присущую всем эндуро.
Во Франции был создан другой тип эндуро — мотард (от фр. motard — водитель), представляющий собою эндуро с колёсами и тормозами спортбайка. Создавался он для вождения по асфальту и неровностям города, и даёт возможность ездить по лестницам, неровностям дорог, запрыгивать на бордюр так же легко, как кроссовый мотоцикл едет по бездорожью. Главное отличие его от классического хард-эндуро — спицованные колёса размером 17 дюймов под стандартную асфальтную резину и мощные тормоза, позволяющие легко остановить мотоцикл. Кроме того, его подвески адаптированы под эксплуатацию на асфальте. Мотард очень хорош для езды по городу, в том числе по пробкам между машин, по тротуарам и т.д., но требует достаточной квалификации от пилота. Cегодня эти мотоциклы есть в модельном ряде большинства крупных производителей.
Триальный мотоцикл создаётся для специальных соревнований — мототриала, которые заключаются в езде по скалам, искусственным трассам такой сложности, что на любом другом мотоцикле там не проедешь. Поэтому мотоцикл делается максимально лёгким, с 2-тактным двигателем кубатурой 50-80-100-125 куб.см., без седла (всё равно пилот стоит на подножках), в остальном он очень похож на кроссовый мотоцикл. Характеристики двигателя приспособлены под езду по препятствиям — большая тяга и небольшая скорость.
Много на свете моциков разных.
Синих и белых, желтых и красных.
Как опознать, что за зверь пред тобой.
Я научу тебя, юный герой.
Если ты видишь как днем по проспекту
Катит мужик бородатый в ушанке
Знай, под ним чоппер - он для респекту
И на нём прешь вперед как на танке.
Если же пулей со светофора
Вдаль улетает безумец в комбезе
Это есть “спорт”, он любому даст фору,
С ним жить не долго, зато интересней.
Если же моц по дороге влачится
Весь разукрашен и с девкой красивой
Помни - от этого надо лечиться.
Хонда “голдвинг” для плебеев спесивых.
Если колхозную грязь разметая
Трактор обходит какая-то дура,
Это не водка попалась плохая.
Перед тобой - мотоцикл “эндуро”.
